Главная / Не к месту / Умберто Эко
20 июня 2013

Умберто Эко

Умберто Эко (1932) – один из крупнейших современных писателей, литературный критик, философ. Прославленный ученый-медиевист, семиотик, историк культуры.  Его художественное творчество характеризуется прежде всего принадлежностью к литературе постмодерна.

Одним из наиболее ярких образчиков постмодернистского романа – «Имя Розы» (1980 г.). С точки зрения жанра данный текст можно охарактеризовать как синтез исторического, политического, детективного, интеллектуального романа; это роман-диспут, роман-игра, своеобразный перевод научных идей писателя на язык художественной литературы.

Пожалуй, самые доступные для читателя слои в романе – исторический и детективный. Сюжет связан с жизнью и тайнами итальянского бенедиктинского монастыря в 14 веке. Эко очень подробно воспроизводит жизнь монахов, дает широкую панораму итальянской истории Средних веков. Фабула романа связана с загадочными убийствами, происходящими в монастыре. Расследовать их приезжает францисканский монах с говорящим именем Вильгельм Баскервильский и его ученик брат Атсон.

Литературная игра, лежащая в основе сюжета, оборачивается пародированием сюжетов и героев Конан-Дойля: на первый взгляд Вильгельм Баскервильский похож на Шерлока Холмса, однако действует он не как сыщик – он прежде всего ученый, стремящийся при момощи текстов осмыслить реальность. Слово для него первично: озвученная им в ходе расследования идея о Коде Апокалипсиса понравилась убийце, и он стал претворять ее в жизнь. Так, по Эко, слово формирует реальность, оно первично, тогда как реальность вторична.

В рамках постмодернизма трактуется и причина всех преступлений. Всем известен стереотип «Книга – источник знаний, лучший друг человека». Все убийства в монастыре происходят из-за рукописи, которая, в свою очередь, содержит в себе смерть, т.к. ее страницы пропитаны ядом. Таинственная рукопись – утерянная вторая часть «Поэтики» Аристотеля, в которой дается подробная трактовка комедии. Ответ на вопрос: «Почему же человечеству нельзя читать о комедии?» вполне соответствует постмодернистскому духу черной иронии: «Смеющийся человек не подвластен никаким законам, он выше авторитетов». Постмодерновая ирония также заключена в том, что убийцей оказывается слепой брат Хорхе, работающий в библиотеке (этот образ  является отсылка к аргентинскому писателю Хорхе Луису Борхесу).Таким образом, весь роман представляет собой сложную и запутанную игру с читателем.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сказал как отрезал:
  • Под орех разделать
    Мы видели среди тех словосочетаний, которые разбирались, огромное число заимствованных у древних народов, много вышедших из литературных книжных источников, очень большое число берущих свое начало в религиозных, так называемых священных, книгах. Но тысячи их родились в языке различных мастеровых, вышли из речи крестьян, кустарей, всевозможных ремесленников. Это неудивительно: работа, труд, мастерство всегда больше, чем что-либо...