Коменский

Ян Амос Коменский (1592—1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики.

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

Без примера ничему не выучишься.

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?

Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

Сказал как отрезал:
  • На свой аршин мерить
    Теперь каждая мера длины, веса в культурных странах всегда имеет одну, установленную законом величину: повсюду есть особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер. Не так было раньше. На Руси издавна была принята восточная мера — «аршин» (слово «арш» по-персидски значит «локоть»). Однако очень долго никто не знал,...