Танцевать от печки

Так говорят о людях, у которых привычка действовать по затверженному заменяет знания. Его просят: «Прочитай басню «Стрекоза и Муравей» начиная со слов: «Помертвело чисто поле…» — а он не может. Он может только «от печки», с самого начала.

Смысл этого выражения понятен, а вот откуда оно пошло?

Судя по всему, из книги одного русского писателя XIX века – В. Слепцова «Хороший человек».

Бесплодные скитания заставляют героя романа Теребенева вернуться к себе, в Россию, которую он некогда покинул.

«Как это возвращение напоминало эпизод из детства, когда его, Сережу, учили танцевать!»

Вот, окруженный родителями и дворней, стоит он в зале у печки. Ноги вывернуты в третью позицию. Учитель выжидает, а затем командует: «Раз, два, три». Сережа пытается проделать требуемое «па» — и вдруг конфуз: одна нога у него подвертывается, заплетается за другую, он сбивается с такта и останавливается.

— Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».

И Сережа снова возвращается к печке.

Вероятно, эта сценка и привела к тому, что образ неудачливого танцора мало-помалу получил куда более широкое и общее значение.

Танцевать от печки

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Игорь
Игорь
9 лет назад

Неверно. Русскую избу начинали строить с печки. Выкладывали печь из камня а затем вокруг строился сруб/изба/. Инструмент-топор у русских столяров буквально \плясал\ в руках — виртуозно работали. Вот и плясали от печки /строили избу/

Михаил
Михаил
15 лет назад

еще раз вопрос о источнике?
почему Вы трактуете: \Так говорят о людях, у которых привычка действовать по затверженному заменяет знания\

Когда создают проект дома, то размещение комнат, а также разных других факторов (перекрытия, половые балки и т.д.) задают уже от печи.
Всвязи с этим, трактовка как раз наоборот. Делать со знанием дела, с начала, а не с середины.

Сказал как отрезал:
  • Адвокат дьявола
    Со времен средневековья в католической церкви существует такой обычай. Когда церковь решает канонизировать, то есть признать нового святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего «мученика» или «угодника»; это – «адвокат божий» («адвокат» — от латинского слова «адвокаре»: призывать на помощь). Другому же поручается доказывать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого...