Капица П. Л.

В эпоху быстрого роста естественных наук каждая страна дала своего великого родоначальника науки — у нас это был Ломоносов, в Англии — Ньютон, в Италии — Галилей, в Голландии — Гюйгенс, во Франции — Декарт, в Германии — Лейбниц, в Америке — Франклин. Достижения этих больших ученых являются гордостью всего человечества.

В физике, как и во всякой науке, существует ряд основных проблем, решение которых обозначает как бы вехами тот путь, по которому развивается научная мысль. Мало кому из ученых удается поставить больше одной такой вехи. Резерфорд, как и Фарадей, поставил их несколько.

Следует отметить, что не все ученые обладают тем, что называется «легким характером». Ньютон был очень резкий человек, и некоторые его выражения даже не воспроизводятся в печати. Личные качества Эйнштейна глубоко привлекательны, у него были широкие прогрессивные взгляды, он был неизменным борцом за мир и разоружение. Легко общался с людьми… Он был очень добрым и отзывчивым. Очень прост в обращении и лишен и тени малейшего самомнения.

Большой ученый — еще не всегда значит большой человек. Свидетельства современников говорят нам о том, что нередко люди, одаренные гениальным умом, производящие переворот в науке, бывают наделены обывательским духом. Гениальных ученых мало, но еще реже гениальный ученый совмещается с большим человеком. Иван Петрович Павлов принадлежал к этим редким исключениям. В этом огромное обаяние его личности, дающее право говорить о нем не только физиологам, но и всем тем, кто его знал.

Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций… заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

В науке, как и в истории, определенный этап развития требует своего гения. Определенный период развития требует людей соответствующего склада мышления.

Тем, которые идут впереди, приходится тяжелее всего, они пробивают новые пути для прогресса, на них сыплются всевозможные испытания судьбы. Таким был Поль Ланжевен, и судьба послала ему ряд тяжких испытаний. Спрашивается, почему есть такие люди, которые выбирают этот путь, что заставляет их идти вперед, когда приятнее и спокойнее идти сбоку, даже если не тащиться сзади. Мне лично думается, что есть две причины. Умный человек не может не быть прогрессивным. Быть прогрессивным, понимать новое и к чему оно ведет, может только умный человек, наделенный смелостью и воображением. Но этого недостаточно. Надо еще иметь темперамент борца. Когда ум соединяется с темпераментом, человек поистине становится прогрессивным.

Резерфорд… сразу ставит вопрос, почему это явление происходит так, а не иначе, и сейчас же старается уяснить себе, в чем тут дело. Вот этот неизменно возникающий вопрос «почему?» и таил в себе ключ к великим открытиям.

Главным свойством учителя должна быть щедрость.

Люди делятся на три категории: одни стоят впереди и тратят все силы, чтобы двигать науку, культуру и человечество вперед,— это прогрессивные люди. Другие, и это большинство, идут рядом с прогрессом, сбоку, они не мешают и не помогают; и наконец есть люди, которые стоят позади и придерживают культуру,— это консервативные люди, трусливые и без воображения.

Если вы хотите продолжать расти как ученые, не стареть и развивать свои знания, вам необходимо не терять контакта со следующим подрастающим поколением, учить это подрастающее поколение и учиться у него, развивать свои знания.

Конечно, надо уметь преодолевать трудности, но надо уметь и не воздвигать их перед собой…

Никогда человек хорошо не знает своего предмета, если он ему никого не обучает.

…Каждый должен считать, что его работа самая важная.

Мне кажется, что при воспитании молодых ученых им исключительно полезно слушать лекции по общим курсам, которые непременно должен читать большой ученый; они научатся тому, что ни в одной книге они не смогут найти — оригинальному подходу к пониманию явлений природы.

…В науке, на определенном этапе развития новых фундаментальных представлений, эрудиция не является той основной чертой, которая позволяет ученому решать задачу, тут главное — воображение, конкретное мышление и в основном смелость.

Движение вперед нашего познания природы происходит тогда, когда между теорией и опытом возникают противоречия. Эти противоречия дают ключ к более широкому пониманию природы, они заставляют нас развивать нашу теорию. Чем крупнее эти противоречия, тем фундаментальнее перестройка тех законов, которыми мы объясняем процессы, происходящие в природе, и на основании которых мы используем природу для нашего культурного развития.

Лидерство в науке имеет свою, совершенно особую специфику. Приведу такое сравнение. Идет по морю караван судов — одно судно идет впереди, второе немного отстает от него. Но лидерство в науке — это не караван судов, идущих в открытом море, но караван судов, идущих во льду, где переднее судно должно прокладывать путь, разбивая лед. Оно должно быть наиболее сильным и должно выбирать правильный путь. И хотя разрыв между первым и вторым судном небольшой, но значение и ценность работы переднего судна совершенно иные.

…Я предполагаю, что одна из задач будущего — это воспитание и развитие нового типа ученого-организатора…

…Чем крупнее достижения ученого, тем короче и точнее можно их описать.

История культуры учит нас, что фантастическое со временем становится реальным.

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Vlad aus Engelsstadt (Украина, Кривой Рог)
Vlad aus Engelsstadt (Украина, Кривой Рог)
13 лет назад

В молодости в журнале \Природа\ (если мне не изменяет память) встретил афоризм, который приписывался П.Л.Капице — материал был посвящен юбилею физика.
Я выписал себе это высказывание, но потерял и листок, и информацию о месте, откуда был взят афоризм.
По памяти: \Чем выше лезет обезьяна, тем лучше виден ее зад\
(П.Л. Капица)

Сергей
Сергей
13 лет назад

То,что давно искал в себе,сформулировал этот человек.

Сказал как отрезал:
  • Тьма Египетская
    В библии – одна из казней египетских: многодневная темнота, насланная на Египет в наказание за непокорность фараона богу. В переносном смысле – непроглядный мрак. «Кругом стояла египетская тьма, в двух шагах решительно ничего не было видно…» — читаем мы у Д. Н. Мамина – Сибиряка. Тьма ЕгипетскаяDownload.