Вавилов С. И.

История науки не может ограничиться развитием идей — в равной мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи.

…Исключительное внимание со стороны Владимира Ильича к науке определялось, конечно, не в малой степени и тем, что сам он был величайшим ученым и оставил нам незабываемый пример как важности достигнутых результатов, так и методов научной работы.

В наше время труд дифференцировался. Физики ставят задачи, математики дают методы их решения. Ньютон одновременно делал и то и другое.

Наука — это совсем особая сфера труда, привлекающая к себе непреодолимой силой… Ученый кончает свою исследовательскую деятельность, почти всегда только уходя из жизни.

В чем же заключается особая сила и активность молодого исследователя? Несомненно, в том, что он смотрит на традиции, на получаемое им научное наследство прошлого новыми, свежими глазами, еще не привыкшими к общепринятому, к трафарету. Молодой научный гений и талант почти всегда вносят с собою перелом, революцию, новую точку зрения, приводят на новую вершину, с которой раскрываются неожиданные широкие горизонты для дальнейшего исследования.

Ученый обязательно должен учиться, учиться, несмотря на все свои успехи, свои достижения, всю жизнь до гроба. Громадная наука была до него, громадная наука развивается рядом с ним, в родной стране и во всем мире, громадная наука будет после него. Какой бы областью знания ни занимался молодой ученый, он должен много, внимательно и критически читать, он должен знать несколько языков, ибо иначе для него будет закрыто очень многое, иногда самое важное.

И в наше время рядом с наукой, одновременно с картиной явлений, раскрытой и объясненной новым естествознанием, продолжает бытовать мир представлений ребенка и первобытного человека и, намеренно или ненамеренно, подражающий им мир поэтов. В этот мир стоит иногда заглянуть как в один из возможных истоков гипотез. Он удивителен и сказочен, в этом мире между явлениями природы смело перекидываются мосты связи, о которых иной раз наука и не подозревает. В отдельных случаях эти связи угадываются верно, иногда они в корне ошибочны и просто нелепы. Но всегда заслуживают внимания, так как эти ошибки нередко помогают понять истину.

Книга — самая высокая «вещь» в мире, потому что это почти Человек, даже иногда выше человека (как Гаусс и Пушкин).

Замечательный расцвет науки в XVI и XVII веках… стал возможным в значительной мере благодаря открытию книгопечатания. Печатная книга сделала человеческую мысль доступной очень широкому кругу людей в разных странах и в разные времена. Высказанная и напечатанная научная мысль стала подвергаться проверке, критике, и таким образом научились отделять действительно ценное от шлака, от ошибок. Благодаря тесным научным связям ученых всего мира посредством книг и журналов наука стала, наконец, явлением, почти всегда прогрессивным. Попятное движение, движение назад в науке сделалось редким явлением. Принятый, признанный научный результат стал почти всегда шагом вперед. Такую науку в наше время получает в наследство молодой, начинающий ученый. Об этой науке Пушкин сказал устами Бориса Годунова: «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Пренебречь этой наукой, отмахнуться от колоссального человеческого опыта, сконцентрированного в научных выводах и формулах — это непростительная ошибка, недопустимая даже для гения.

Наиболее замечательные и совершенные произведения человеческого духа всегда несут на себе ясный отпечаток творца, а через него и своеобразные черты народа, страны и эпохи. Это хорошо известно в искусстве. Но такова же и наука, если только обращаться не просто к ее формулам, к ее отвлеченным выводам, а к действительным научным творениям, книгам, мемуарам, дневникам, письмам, определяющим продвижение науки.

Факты и выводы, сосредоточенные в науке, выражаются в понятиях, определениях, формулах и запечатлеваются письмом или печатью. Смысл всего этого — удобство передачи знаний другим людям, своему классу, государству, человечеству в целом.

Сказал как отрезал:
  • Челом бить (челобитье, челобитная)
    Свежо предание, а верится с трудом.Как тот и славился, чья чаще гнулась шея:Как не в войне, а в мире  брали лбом –Стучали об пол, не жалея! А. Грибоедов, «Горе от ума» Слово «чело» по-древнерусски  значит «лоб». Мы сейчас знаем только одно выражение, в котором слова «лоб» и «бить» сочетаются: «биться лбом об стенку», то есть...
Top